26 июня 2023 года. 22:10 по Москве. В эту минуту мир готовился к самому страшному. Владимир Путин и Александр Лукашенко должны были выступить с обращениями к своим народам. Лидеры двух государств, одно из которых ‒ ядерная держава, а на территории второго базируются ядерные ракеты, просто не могли в такой ситуации сказать что-то обыденное. Но Путин сказал.
Но это только на первый взгляд. На самом деле здесь важно не то, что было сказано, а то, что было не сказано. Лукашенко же и вовсе отменил обращение, пообещав поговорить с журналистами на следующий день.
Его ждали. Слишком много событий произошло в России за последние дни, чтобы глава государства не высказал свою позицию. Пресс-секретарю российского лидера приписали фразу, что Владимир Путин выступит с «заявлением, которое изменит судьбу России». На поверку это оказалось фейком. Песков таких слов не говорил и открестился от них в беседе с журналистами.
5 минут 12 секунд. Ровно столько длилось обращение президента. Очень мало. Обычно Путин говорит дольше, чтобы абсолютно точно донести свою позицию до россиян и избежать кривотолков. И, на первый взгляд, это его выступление выглядело обрезанным при монтаже. В начале его президент сказал, что «еще раз» обращается к гражданам. Но в этот день никакого другого обращения не было. Возможно, это просто оговорка. А возможно, что и нет.
Путин поблагодарил россиян за единство перед лицом опасности, заявил о сплоченности нации, что мы один народ и все проблемы можно преодолеть, если объединить усилия. Путин пообещал выполнить данное им обещание перед сотрудниками ЧВК и дал им возможность одуматься и исправить ошибку. Даже предложил на выбор несколько вариантов дальнейшего их трудоустройства, но уже в рамках закона.
«Наверное, все ждали большего. Но я так скажу. Президент России обозначил, что русские люди, которые были в роковые дни по разные стороны, ‒ это наши люди. И мы не отказываемся ни от кого. Даже если они оступились. Гражданская война пока что закончена. Определяет ли это судьбу России, решайте сами. По мне, этих слов пока достаточно. И да. Если и было обращение обрезано, то такое решение может принять только один человек. Стало быть, была у него причина», ‒ написал в своем телеграм-канале депутат Московской городской думы Андрей Медведев.
Мог ли Путин в этой ситуации сказать что-то другое? Мог. Нужно ли было это говорить? Вопрос. Ясно было одно: обращение к россиянам не было спонтанным.
«В сложных ситуациях нам очень не хватает трезвости. Чего мы ждали от речи президента в положении, в каком мы все оказались? Ждали, что он скажет, что все это был хитрый план? Я могу понять неготовность к предательству, но я никогда не понял бы и не простил такого «хитрого плана» с жертвами и такими последствиями», ‒ написал в своем телеграм-канале командир батальона «Восток» ДНР Александр Ходаковский.
Именно это и было главной трагедией бунта. Он не прошел без жертв, как это часто бывает. Мог ли Путин отдать приказ о подавлении мятежа? Как верховный главнокомандующий ‒ без сомнения, мог. Как человек и гражданин? Наверно, тут и проявилась воля и выдержка. Даже несмотря на то, что монополия на насилие ‒ это приоритет только государства и никого более, президент не стал лить кровь ветеранов СВО. Но и идти на поводу у штурмовиков никто не собирался. Было принято некое компромиссное решение. Хотя это не означает, что все разошлись полюбовно.
«Президенту выпала самая неприятная задача после достижения договоренностей: отмотать фарш обратно в корову. Здесь его явно подвел медийный пул, который подготовил недостаточно нужных слов для общества, по принципу «и так сойдет». Никаких теорий заговора нет. Нет никаких хитрых планов. Это было понятно хотя бы по лицам силовиков на совещании у президента», ‒ пишет в своем телеграм-канале военный блогер Алексей Живов.
От Путина ждали громких отставок, но этого не случилось. Более того, сразу после своего обращения он провел совещание с силовиками. На котором присутствовал в том числе и министр обороны. Было ли это сделано демонстративно или же это запланированная встреча ‒ неизвестно. Но ясно другое: президент не пошел на поводу у общественного мнения, требовавшего отставки верхушки Минобороны. Одно можно сказать точно: некие выводы Путин для себя сделал.
«Что касается запуска смены элит, то я остаюсь при своем мнении ‒ этот акт начался, но с маленьким антрактом, чтобы люди успели обсудить предыдущий и выпить по бокалу, а также попытаться предугадать развитие событий и угадать ‒ кто положительный герой, кто отрицательный, а кто дергает за ниточки», ‒ пишет в своем телеграм-канале военный блогер Роман Алехин.
Несомненный бонус для Путина во всей этой истории в одном: стало ясно, кто есть кто. Пока одни публично выражали поддержку президенту, другие паковали чемоданы и за 200 тыс. летели в Ереван. И первых оказалось кратно больше, чем вторых.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.