Может, и логично, но невовремя — эксперт о разрешении на многожёнство у мусульман

Вопрос многожёнства не первый раз поднимается в России, не только в контексте высказываний религиозных деятелей, но и политиков. Об этом EADaily заявил эксперт Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС Сергей Решетняк, комментируя фетву Совета улемов, допускающую многожёнство.

В 2019 году, напомнил эксперт, ныне покойный бывший лидер ЛДПР Владимир Жириновский открыто говорил о том, что в России нужно разрешить многожёнство для решения демографической проблемы. На тот момент, как и сегодня, в целом российское общество отнеслось к предложению как минимум скептически, чаще осуждая его или не принимая как серьёзное.

«Но вопрос был, есть и будет существовать. В России очень большая мусульманская умма, для которых догматы ислама играют очень важное значение. И в соответствие с ними мусульманину разрешается иметь до четырёх жён. Однако есть чёткие условия, при которых это дозволяется делать. Так, если жена не может иметь детей, или не хочет, то мужчине разрешается иметь несколько жён. А вот для повышения своего статуса, заводить много жён не рекомендуется. Если же мужчина не может обеспечить достойную жизнь своих избранниц, то ему и вовсе запрещено иметь несколько жён. Мусульмане отлично знают эти религиозные правила, и не нарушают их. По крайней мере в большей массе. Фактически догматы говорят о том, что иметь несколько жён можно лишь в исключительных случаях. Что на практике приводит к существованию одной жены. Кроме того, мусульмане являются составной частью нашего многонационального общества и нашей многонациональной культуры. Потому наличие одной любимой жены является нормой. Условие о равной обеспеченности жён часто делает многожёнство и вовсе финансово невозможным», — рассказал Решетняк.

Также отказывались от многожёнства и в виду правовых проблем. Такие браки считались религиозными, и не порождали правовых последствий. Что требовало признания отцовства детей, рождённых от вторых жён, не автоматически, как это есть в браке, а через процедуру признания отцовства. В случае смерти «супруга», право на наследство возникало только у той жены, брак с которой был зарегистрирован официально. Формально это автоматически порождало неравноправное положение жён, что фактически противоречит условиям вступления во множественный брак. Вот и получалось, что религиозная норма вроде бы и существовала, но сказать, что она была распространённой в применении было сложно, отметил эксперт.

«Сказывалось и явное несоответствие законодательству РФ. Так, есть явное противоречие нормам семейного законодательства, которое устанавливает запрет на вступление в брак, если ранее заключённый брак не расторгнут. Формально речь об официальном браке, но логика законодателя прослеживается однозначно. Закон признаёт только один брак между мужчиной и женщиной, и не предусматривает многожёнство. Пусть при этом и отсутствует административное или уголовное наказание. Есть при этом и противоречие российской Конституции, в которой, в статье 72 указывается, что брак — это союз мужчины и женщины. При этом, речь именно об одном мужчине и одной женщине», — подчеркнул Решетняк.
Таким образом, отметил эксперт, закон не рассматривает многожёнство именно как брачные отношения. Правовые последствия могут возникать исключительно лишь в контексте реализации норм гражданского законодательства, касаемо раздела имущества, находившегося в совместной собственности. Но при этом речь не идёт о совместно нажитом имуществе, как это происходит в случае брачно-семейных отношений.

Противоречие, по словам Решетняка, можно усмотреть и статье 14 Конституции России, гласящей, что Россия является светским государством и что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

«Именно государственный закон является основой основ, который должны соблюдать все. Включая ДУМ РФ, который имеет статус некоммерческой унитарной организации», — подчеркнул Решетняк.
Поэтому, по его словам, сложилась своего рода негласная практика, где официально применяется светский закон, «но при необходимости использовали религиозный, осознавая, что противоречия закону дадут возникнуть правовым гарантиям для вторых и последующих жён и их детей от такого неофициального брака».

«Даже в личном общении с представителями мусульманской уммы в северокавказских регионах, можно было получить ответ, что люди живут по законам государства, потому что только они гарантируют права супругов и детей», — сказал он.
Иное положение существовало разве что в мигрантской среде, когда иностранцы перевозили на территорию Российской Федерации свои семьи, в том числе и жён. При этом также становясь частью мусульманской общины России.

«Однако молодое поколение мусульман, нередко оказавшись под воздействием радикальных проповедников, часто тонкости заключения второго и последующего религиозного брака либо не знает, либо игнорирует. Во многом эта ситуация и могла повлиять на принятие резонансного решения Совета улемов Духовного управления мусульман РФ. Косвенно мог повлиять и другой фактор. В сражениях на СВО сегодня принимает участие большое количество граждан России, исповедующих ислам. К сожалению, в боевых действиях солдаты погибают, оставляя после себя вдов с детьми. Члены семьи мужа в такой ситуации, могут брать вдов своих погибших родственников в качестве второй жены, чтобы взять её под защиту», — считает Решетняк.
Если логику решения ДУМ РФ, по мнению эксперта, понять можно, то «время его принятия и широту освещения сложно назвать подходящими».

«Сегодня, когда против основ российской культуры и государственности развернута полноценная война, о чём был заявлено президентом России Владимиром Путиным на заседании Государственного совета, а также на фоне исламизации ранее светских государств Сирии и Ливии, частых нарушений закона представителями мигрантов, нередко выходцев из стран с преимущественным исповеданием ислама, любые заявления, которые идут в разрез Конституции РФ и светской модели нашей государственности, воспринимаются болезненно и вызывают негативный отклик. Что мы и получили — негативную оценку российскими депутатами, другими политиками, общественными деятелями и лидерами общественного мнения», — заявил Решетняк.
По его словам, сегодня, когда Специальная военная операция достигла «эндшпиля», а, возможно, и вся война российской цивилизации против агрессии западной цивилизации, крайне важно сохранить единство нашего общества.

Источник: EA Daily

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.